Дорожное покрытие из пластика: асфальт из переработанных бутылок, внедрение технологии в россии и за рубежом, можно ли делать пластиковые дороги своими руками?

Дороги из переработанного пластика ⋆ Дороги из пластмассы⋆ГриКом

Вы когда-нибудь задумывались, что происходит с пластиковыми мешками, посудой, бутылками и другими продуктами из пластмассы, которые вы используете и выбрасываете практически ежедневно?  Пластмасса — продукт, которому требуется от 500 до 1000 лет чтобы полностью разложиться, так как в нём присутствует множество сложных полимеров. Это означает, что каждая вещь из пластика, изготовленная и использованная нами, всё ещё существует где-то на планете.

Как различные страны справляются с проблемами в экологии?

А теперь представьте себе, что строительство качественной автотрассы займёт всего несколько дней, а не месяцев. Обслуживание, длинные и сложные графики работы — пережитки прошлого в дорожном строительстве, а проблемы с кабелями и трубопроводами, а также проблемы городской воды —решаются в одночасье.

Это может показаться сценами из далекого будущего, но многие страны мира уже начали строительство дорог из переработанной пластмассы! И приступили к решению проблем, связанных с экологией и потребительством.

1. Дороги из пластмассы по всему миру

Шотландская компания MacRebur придумала способ создания дорог с использованием переработанного пластика. Эти дороги  из пластмассы ,прочнее и долговечнее, чем дороги, построенные с использованием асфальта. Асфальтированные дороги треснут во время дождей и не продержатся долго, а пластиковые — на 60% прочнее и должны прослужить примерно в 10 раз дольше.

А самое главное, они решают проблемы загрязнения окружающей среды. Дороги сделаны из материала MR6, так его называют в MacRebur. MR6 смешивается с другими материалами строительства и заменяет необходимость в расточительном материале битуме. Эти дороги выдерживают вес любого грузового автомобиля. Грузо перевозки по таким дорогам наиболее комфортны. Водителей не трясет ,ни при каких условиях.

Нет ям и ухабов.

  Водородно-электрический грузовик

В Нидерландах группа компаний KWS (часть VolkerWessels), Wavin (часть группы Mexichem) и Total образовали консорциум PlasticRoad, организовав проект эко-дорог для своей страны.

А в Исландии, Jamie McQuilkin с ReSource International получили разрешение от исландской дорожной и прибрежной администрации, чтобы провести предварительные исследования, и проверить, можно ли использовать переработанный пластик вместо асфальта.

2. Пластмассовые дома

Наверное не легко сразу представить пластиковую бутылку в роли кирпича. А вот у Мирро Дэвида из Кампалы (Уганда), проблем с фантазией нет! Он построил дом с использованием пластиковых бутылок, и решил не только проблему отходов, но и проблему жилья.

Пластмассовые дома становятся все популярнее

В его городе, люди выбрасывают бутылки где им вздумается, а когда идёт дождь, все бутылки попадают в канавы для слива, засоряют их, и это приводит к наводнению. Мирро захотел решить эту проблему, и к нему пришла идея создания дома из пластиковых бутылок. Строительство дома — это простое заполнение тары — землёй.

Этот опыт послужил примером безотходного производства в строительстве, и обезопасил окружающую среду. «Пластиковые» дома еще и экономически эффективны, поскольку используемые материалы легко доступны для всех.

Мирро распространяет свою идею в лагерях для беженцев, и обучает местную маргинализированную молодежь тому, как использовать бутылки в строительстве домов.

  Инкотермс 2010

«Мы обучали их, переезжая с места на место, и объясняли им, как с лёгкостью они могут использовать имеющиеся ресурсы для строительства своих домов, и защитить окружающую среду от наводнений и засорений. Мы просто поняли, что решения находятся рядом с нами», — сказал Мирро Дэвид в интервью мировому сообществу новостей.

3. Море, реки, водоёмы и лодки из пластиковых бутылок

Лодки из пластиковых бутылок для мореходов, теперь являются ключевой частью рыболовного флота в республике Камерун (Африка). Эти лодки спасают бедное население рыбаков, и помогают защитить окружающую среду.

Ведь вместо того, чтобы забивать местные водные пути, выброшенные бутылки теперь переправляют людей по морям и рекам, а строят их студенты из Камеруна.

Или другой случай использования бутылок, 22-летний студент Ян Кара и 22-летний автомеханик Якуб Бурес построили 10-метровую шлюпку из 5000 пластиковых бутылок, привязанных к деревянной раме. Они и еще двое мужчин прокатились от своего родного города Нимбурк (Чехия), вниз по реке Эльба, до Гамбурга (Германия), чем привлекли внимание властей к растущему загрязнению пластиком в Европе.

4. ReTuna, торговый центр утилизированных продуктов

Швеция известна как одна из лучших в мире перерабатывающих стран, которая заменяет старые вещи на совершенно новые. Она твердо привержена своей политике в области переработки отходов. Менее 1% шведских отходов поступает на свалки! И даже этот мусор сжигается для получения энергии!

  Международные грузоперевозки статистика и информация

И конечно же, совсем не удивительно, что прогрессивная скандинавская нация открыла торговый центр ReTuna, революционный аналог торговым центрам бессмысленного потребления.

В этом центре можно найти всё, что добывается из переработанных материалов, а само здание состоит из морских контейнеров. ReTuna продаёт отремонтированные или переработанные продукты, а также работает с экологически чистыми продуктами.

В нём есть ресторан, залы для отдыха и торговые помещения для местных предпринимателей и ремесленников. ТЦ создал 50 рабочих мест и учебный колледж для изучения переработки отходов.

5. Эко-мода и солнцезащитные очки, напечатанные на 3D-принтерах

И в завершении, в Бельгии напечатали 3D-очки из переработанного пластика. Пластиковые отходы попадают в 3D принтер, расплавляются до образования тонкой пластмассовой проволоки, а затем используются для изготовления оправы для очков.

Затем рамы оснащаются итальянскими линзами. Компания так же предлагает людям вернуть очки, если они поломаются или станут не интересны, чтобы их можно было переработать в новую пару очков.

А чтобы люди захотели носить эти очки, компания придумала пять уникальных дизайнов и три разных цвета линз.

А вы бы надели такие очки, чтобы помочь экологии планеты?

Наши удивительные новости будущего

Блокчейн и морские перевозки          Удивительные грузовики          Вакуумный поезд        Летний сезон

Источник: http://gruzbezproblem.ru/dorogi-iz-plastika/

Асфальт из пластика

Местные власти поставили перед собой амбициозную цель — к 2020 году превратить Ванкувер в самый «зеленый» город мира (вернее, добавить финальные штрихи).

        Местные власти поставили перед собой амбициозную цель — к 2020 году превратить Ванкувер в самый «зеленый» город мира (вернее, добавить финальные штрихи). В рамках новой философии сегодня реализуется проект по созданию дорожных покрытий из асфальта (80%) с добавлением переработанного пластика (20%). Гибридный асфальт при этом сохранит привычный тёмно-серый цвет и шершавую фактуру.

        Инновационный процесс разработала компания «Green Mantra» из Торонто, а его реализацией занялась фирма «Green Roads». Эта затея имеет множество плюсов, начиная с возможности переработки пластика с пользой для экологии и экономики.

Пластиковые бутылки, пакеты из-под молока и одноразовые стаканы – это не просто мусор, от которого нужно избавиться – это ценное сырьё для изготовления тканей, контейнеров, бытовых предметов, а теперь ещё и строительный материал для улиц.

        Чтобы пластик стал частью асфальта, его расплавляют до состояния пасты и смешивают с остальными компонентами.

В результате удалось снизить температуру производства полностью готового к использованию дорожного покрытия со 160 до 120 ˚С, — что позволяет существенно сэкономить энергию.

При этом в атмосферу выбрасывается на 300 тонн в год меньше парниковых газов и на 30% меньше летучих органических соединений (ЛОС) в сравнении с традиционными дорожно-строительными работами. Дополнительное преимущество – возможность укладывать новый асфальт даже в холодную погоду.

        Пластик в асфальте сделает покрытие намного прочнее и значительно продлит сроки его эксплуатации.

Но даже когда со временем на дорожном покрытии начнут появляться трещины, осуществить ремонт будет гораздо проще, чем в случае с обычным асфальтом.

Последний приходится сперва нагревать, затем дробить, смешивать с восстанавливающими компонентами и заново утрамбовывать. Гибридное покрытие достаточно будет сильно нагреть и перераспределить – не сложнее, чем в детские игры с пластилином!

        «Мы работали над этим проектом более года, чтобы найти оптимальный способ использования пластиковых отходов на дорогах, а так же убедиться в его безопасности», — говорит главный инженер и менеджер «Green Roads» Питер Джадд (Peter Judd).

– «К тестированию на небольших участках дороги мы приступили ещё в июле, а 15 ноября изменили масштабы экспериментов и «заасфальтопластировали» целую улицу.

Правда, производство гибридного материала на 3% процента дороже, ежу понятно, что расходы компенсируются как пользой для природы, так и обширными перспективами на будущее».

        Питер Джадд развеивает сомнения скептиков в том, что использование пластика в асфальте потенциально опасно.

Пластиковый мусор человечеству придётся перерабатывать в любом случае – так почему бы не с максимальной пользой для автомобилистов? На заявление о том, что не стоит увеличивать ещё больше токсичность дорог, где и так есть асфальт и нефть, городской инженер отвечает просто: «Пластик получают из нефти, как и асфальт — это такой же углеводород. Я не думаю, что смешивать их опаснее, чем использовать исключительно асфальт».

        К слову, в городе Феникс, штат Аризона, асфальт смешивают с переработанными резиновыми шинами, причём не только ради освобождения городских свалок.

Жители довольны: во время дождя такое дорожное покрытие менее скользкое — и потому безопасное для водителей, а когда ливень прекращается, дороги очень быстро высыхают. Кроме того, значительно снизился шум уличного движения.

О создании совершенно нового дорожного покрытия задумываются и в Вашингтоне: инженер-исследователь Хайфенг Вень (Haifang Wen) работает над возможностью заменить асфальт сгущёнными отходами растительного масла.

Источник: https://econet.ru/articles/3613-asfalt-iz-plastika

Дорожное покрытие из пластика

Дороги с ямами и трещинами неотъемлемая часть суровых реалий в России.

Дорожное полотно изнашивается быстрее, чем обновляется и виной этому недешевая стоимость дорожного полотна, недобросовестные подрядчики и стройматериалы, а также ограниченное, порой не поступающее в полном объеме финансирование на новое строительство, реконструкцию автодорог.

В прессе и на просторах интернета периодически проскальзывают сообщения о дешевых и быстромонтируемых, обещающих сберечь природные ресурсы пластиковых дорогах. Совершить «революцию в дорожном строительстве» обещают голландцы, и их новая разработка — дорожное покрытие из пластика.

Какими преимуществами обладает дорожное покрытие из пластика

Дорожное покрытие из пластика – это инновационный пилотный проект, позволяющий существенно улучшить экологию и состояние дорожного покрытия. Вполне возможно, что в ближайшее столетие такие дороги вытеснят обычные асфальтобетонные покрытия и тротуары.

Нидерландские компании WolkerWessels и KWS Infra  всерьез задумались над созданием пластиковых дорог еще с 2015 года. Проект назвали PlasticRoad, что в переводе с английского «пластиковая дорога». Это инновационный концепт дорог из полимеров, который предусматривает монтаж автотрассы с помощью замковой системы пластиковых полых панелей Watteway.

Как утверждают авторы проекта PlasticRoad будет обладать большей износостойкостью и дает возможность для проектирования совершенно новых дорог: тихие покрытия, подогреваемые покрытия или контроль скорости и скрытая видеорегистрация всех участников движения.

Технологические особенности

Дорожное покрытие из пластика обладает следующими достоинствами:

  • низкая стоимость,
  • высокие темпы производства,
  • утилизация мусора в окружающей среде,
  • плотность, износостойкость, стойкость к перепадам температур,
  • легкость в уходе, долговечность,
  • монтаж подземных коммуникаций,
  • сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу при монтаже.

Низкая цена, утилизация отходов

Создаются такие панели в большинстве случаев из дешевого сырья: вторичный пластик и мусор. Компания заботится об экологической ситуации на планете и предлагает использовать дешевое сырье на свалках отходов и поддерживать правильную сортировку бытового и производственного мусора.

Читайте также:  Что можно мульчировать опилками: особенности использования для клубники, огурцов, томатов, роз, огурцов, малины и прочих культур

Читать по теме:  Установка бетонных бортовых камней

Сроки монтажа

Монтаж модулей можно будет проводить на песчаном слое замковой системой, причем сроки изготовления займут недели, а не месяцы, как это происходит при послойной укладке стандартных покрытий.

Технические характеристики

Благодаря малому весу модули можно будет легко транспортировать и монтировать на любой тип почвы. Под легкостью плиты почва не проседает, а плотность и толщина дает возможность выдержать нагрузки  грузового транспорта и интенсивный поток участников дорожного движения.

Инженеры позаботились о том, что такая дорога способна выдержать перепады температур от  -40 градусов до +80 градусов, воздействие химических реагентов и не сможет аккумулировать тепло. Строительство такой дороги возможно в жарких и холодных странах.

Долговечность

Разработчики обещают, что срок эксплуатации дорог пластикового типа увеличится на 30-40% по сравнению с обычными магистралями. Дороги из пластиковых панелей станут менее чувствительны к образованию ям и сколов, коррозии. Немаловажным является тот факт, когда дорожный модуль изнашивается его можно отправить в повторную переработку.

Подземные коммуникации

Плита внутри полая, что дает возможность установить в конструкции датчики скорости и численности транспорта, проложить водопроводные сети, дренажные системы, электрокабели без трудозатрат на рытье траншей.

Сокращение вредных выбросов при монтаже

Каждый год в окружающую среду на планете из мировой сети дорог «улетает» 2 % от всего углекислого газа. Производство дорог из асфальтового покрытия тоже имеет свои негативные последствия и пары битума и асфальта загрязняют атмосферу. Полимерные дороги  менее токсичны, что еще один плюс в их пользу.

«Совместно с Total и Wavin  у нас теперь достаточно опыта, информации, и ресурсов, чтобы приступить к реальным шагам по внедрению этой инновации. Мы ожидаем, что прототип будет подготовлен уже к началу 2018 года», – отметили изобретатели полимерного дорожного покрытия Симон Йорритсма  и Анне Кудстаал.

Детальная технология производства держится в строжайшем секрете, в свободном доступе ее пока нет. Но компания обещает начать реализацию проекта в Роттердаме уже в 2018 году. Городские власти уже дали согласие на реализацию проекта. Авторы проекта в поиске исполнителей и партнеров.

Читать по теме:  Покрытие для парковки

Если проект будет удачным, то технология начиная со стран Европы приобретет массовый оттенок.

Проблемы при выполнении проекта

К предполагаемым минусам, которые останавливают производство дорог пластикового типа можно отнести:

  • скольжение во время дождя и других осадков,
  • попадание воды в полость плиты и возможность заморозки и разрыва плиты,
  • малая огнестойкость покрытия,
  • горизонтальные сдвиги при эксплуатации.

Скольжение

При попадании воды на пластик сила трения уменьшается. Для решения проблемы возможно будут добавляться дополнительные компоненты в виде гравия, бетона.

Водостойкость

Во избежание попадания воды прорабатывается система герметизации плит.

Огнестойкость

Существует множество сортов полимеров, многие из которых обладают не горючими свойствами.

Но, не смотря ни на что, проектные организации и строители решают эти вопросы и возможно сейчас внедряют тестовые дороги.

Пластиковые дороги в России

Идея пластиковых модулей не нова. Уже более 5 лет в России в военном деле используются переносные дороги. Такая дорога устойчива к тяжелой технике и артиллерии.

Пластиковые дорожные модули с антискользящим покрытием производятся на заводе стеклопластика  ОАО «Тверьстеклопластик», который входит в ГК «Рускомпозит»  в г. Тверь. Технология широко используется армией.

Они используются для прохождения болотистых, сильноухабистых участков пути. Плиты мобильные, не полые и крепятся между собой замковой системой «штырь-отверстие».

Уже существует 5 видов плиты, с тремя типами замковых систем, но, по сути, все они универсальны.

Монтаж не предполагает специальных знаний, собрать такое покрытие можно длиной в 800 км не обученному батальону за сутки. Одну плиту достаточно монтировать двумя-четырьмя людьми. После проезда транспорта плиты демонтируются и используются повторно.

Такие дороги часто используются при строительстве газо- или нефтепроводов в зоне вечной мерзлоты, на заболоченных местностях, в тайге, лесотундре или тундре.

Читать по теме:  Шумовые полосы на дороге

Недавно ГК «Рускомпозит подала заявку на получение патента в изготовлении «пластиковой» дороги для массового пользования в Росавтодор.

Гражданский проект в Росавтодоре широкого использования в «масштабах страны» пока рассматривается на бумаге. На это существует ряд причин. Самая основная причина —  финансирование, которого порой не хватает даже на обычный ямочный ремонт.

Также для внедрения нововведения нужно большое количество вторичного полимера, но пока массовая сортировка и сборка отходов окончательно не налажена.

И третья причина – это длительная подготовка нормативно-правовой базы (ГОСТы, сертификаты, СНиПы), с испытанием дорожного полотна в стране в конкретных климатических условиях.

Скорее всего, будет возможно изготовление пластиковых тротуаров, пластиковой  дорожной плитки или бордюров.

Источник: https://rovnayadoroga.ru/dorogi/doroga-iz-plastika.html

В индии более 100 тысяч километров дорог сделано из пластика

Около 100 000 километров дорог в Индии сделано из переработанного пластика. Пластик более прочен, чем обычный асфальт, безопасен для окружающей среды и позволяет сэкономить на битуме.

Индия — мировой лидер по технологии создания «пластиковых» дорог. Согласно докладу Всемирного экономического форума за 2015 год, в Индии проложили более 33 796 км дорог. Однако в более позднем докладе говорится про то, что фактическая длина индийских дорог с использованием инновационной технологии отечественного производства уже более 100 тыс. км (по состоянию на октябрь 2017 года).

Использование переработанного пластика для строительства дорог не только помогает уменьшить количество мусора, но и создаёт рабочие места для тысяч людей, которые занимаются прокладкой дорог. И это ещё не все преимущества, сообщает .

В соответствии с новыми исследованиями, «пластиковые дороги» в Индии являются не только более экологичными, но и более прочными, они требуют меньшего обслуживания и по сравнению с обычным покрытием долговечнее в 3—5 раз.

В качестве сырья для дорожного покрытия используют почти все виды пластиковых отходов, но в основном это бутылки из-под воды или газированных напитков.

Сначала их сортируют, после чего очищают, высушивают и измельчают. Измельчённый пластик смешивают и плавят при температуре около 170 °C. Затем в расплавленный пластик добавляют горячий битум.

После смешивания смесь укладывают, как обычный асфальт.

Аналитики уверенны, что эту недорогую технологию можно использовать для глобального восстановления дорог.

«Пластиковые дороги решают проблему утилизации не подлежащего вторичной переработке пластика», — говорит Ишер Джадж Ахлувалия (Isher Judge Ahluwalia), бывший глава правительственного комитета по городской инфраструктуре.

Эксперты по управлению твёрдыми отходами сообщают, что на каждый километр однополосной дороги нужна 1 тонна пластиковых отходов. И этот пластик может удвоить или даже утроить долговечность дороги.

Технология создания дорог из пластика — это инновационное, научное, более экологичное, доступное и запатентованное технологическое решение для переработки пластиковых отходов путём их повторного использования для асфальтирования дорог. Её разработал Раджагопалан Васудеван (Rajagopalan Vasudevan), профессор химии Инженерного колледжа Тиагараджара в южном городе Мадурай.

Васудевана с любовью называют «пластиковым человеком Индии». Он запатентовал технологию превращения обычного мусора в дорожное покрытие, которое частично заменяет битум — основной компонент асфальта.

В методике Васудевана используют тонко измельчённый пластиковый мусор, который добавляют к нагретому битуму. Затем эту смесь выливают на камни.

Хотя основным сырьём являются пластиковые бутылки, пластиковые отходы могут включать в себя всё, от конфетных обёрток до пакетов. Смесь сокращает количество необходимого битума на 8—10%.

Когда в 2002 году Раджагопалан Васудеван разработал эту технологию, он построил дорогу из пластика в своём колледже. И только после этого, убедившись в её дееспособности, он пошёл к государственным чиновникам.

«Мы так много тратим на строительство дорог, на которых быстро появляются выбоины и которые очень скоро начинают нуждаться в ремонте», — сказал Васудеван Фонду Thomson Reuters.

— Дорога, которую я построил, по-прежнему не повреждена, нет никаких выбоин, никаких трещин. Это доказательство её прочности и долговечности.

Также в этом методе используются отходы, которые в противном случае попадут на улицы или в реки».

По его словам, по меньшей мере 11 штатов, включая его родной город в Тамилнаде, использовали эту технологию для строительства более 100 тыс. км дорог.

Вам также может быть интересно узнать о японском городе Камикацу, в котором перерабатывается 100% его отходов.

Источник: https://www.epochtimes.com.ua/ru/poslednie-novosti-mira/v-indii-bolee-100-tysyach-kilometrov-dorog-sdelano-iz-plastika-126911

В нидерландах пустят пластиковые бутылки на создание дорог

Тип закрытого кузова легкового автомобиля с багажником, структурно отделённым от пассажирского салона и без подъёмной двери в задней стенке.

Тип закрытого кузова легкового автомобиля с дверью в задней стенке и укороченным задним свесом.

Тип закрытого кузова легкового автомобиля с дверью в задней стенке, багажником, объединённым с салоном, и крышей багажника продлённой до заднего габарита.

Тип закрытого кузова легкового автомобиля, являющийся промежуточным между седаном, универсалом и хетчбеком. От хетчбэка он отличается большей длиной заднего свеса: у лифтбэка он по длине такой же, как у седана. Задняя часть крыши при этом может быть как покатой, так и (реже) ступенчатой, напоминающей седан.

Тип закрытого кузова легкового автомобиля с двумя дверьми, одним или двумя рядами сидений и структурно отделённым багажником, без двери в задней стенке. Объём заднего пассажирского отделения обычно не превышает 0,93 м³.

Тип кузова легкового автомобиля с откидывающимся мягким или жёстким верхом и двумя дверьми. Число мест более двух.

Тип кузова двухместного спортивного легкового автомобиля без крыши или с жёсткой крышей.

Тип кузова легкового автомобиля, являющийся разновидностью спортивного 2-местного родстера с жёстко закреплённым ветровым стеклом, дугой безопасности (roll bar) сзади сидений, съёмной крышей и задним стеклом.

Тип закрытого кузова легкового автомобиля, с жёсткой, обычно оснащённой подъёмным стеклом, перегородкой между отделением водителя и остальным салоном. Кузов удлинён в разной степени по сравнению с обычным седаном.

Тип закрытого кузова легкового автомобиля, выполненного посредством физической врезки в кузов дополнительной секции, расположенной между передними и задними дверьми, что способствует удлинению салона.

Тип закрытого кузова автомобиля, обладающий повышенной проходимостью и увеличенным просветом.

Тип закрытого кузова автомобиля, сочетающий в себе свойства внедорожника и универсала или хетчбека.

Тип кузова коммерческого двухместного автомобиля с открытой грузовой платформой.

Тип закрытого кузова коммерческого двухместного автомобиля с закрытой грузовой платформой (багажное отделение с дверью на задней стенке).

Тип закрытого кузова легкового автомобиля, совмещённый с багажным отделением, обычно — с тремя рядами сидений. Увеличенный внутренний объём салона. Максимальная вместимость салона – 8 пассажиров.

Тип закрытого кузова коммерческого автомобиля, являющегося автобусом малого класса с числом мест от 8 до 16 и непредусмотренными стоячими местами.

Источник: https://bycars.ru/journal/v-niderlandah-pustyat-plastikovie-butilki-na-sozdanie-avtodorog_2111

В россии будут строить дороги из пластика

Впервые технология строительства дорог из пластика была запатентована в Нидерландах в 2015 году. Компания KWC использовала переработанный пластик для строительства долговечный и недорогих автомобильных дорог.

Оказалось, что несущая способность пластика аналогична асфальту, но при этом такой материал отличается великолепными эксплуатационными характеристиками, его проще транспортировать и в последующем укладывать на дорогу.

Благодаря своим отличным эксплуатационным характеристикам данная технология стала пользоваться популярностью в различных странах света.

Преимущества строительства дорог из пластика

Проведенные лабораторные исследования позволили установить, что по показателям прочности и несущей способности пластик практически не отличается от асфальта и бетона.

При этом такой материал характеризуется великолепный прочностью и износоустойчивостью.

Планируется, что при соблюдении технологии работы автомобильные трассы из полимеров прослужат в несколько раз дольше, нежели чем дороги из асфальта.

Несомненным преимуществом такой технологии выполнения дорог из пластмассы является скорость обустройства дорожного полотна.

Если на строительство дороги по классической технологии уходит от нескольких недель до 2-3 месяцев, то выложить поверхность пластиком будет в 2-3 раза быстрее.

Читайте также:  Анализаторы драгоценных металлов: принцип работы детекторов для определения пробы золота и других драгметаллов, цена такого прибора для проверки

Также следует отметить доступную стоимость этого материала, что позволяет существенно сократить затраты на дорожное строительство.

Технология строительства таких пластиковых дорог не отличается сложностью. Сами плиты дорожного полотна изготавливаются в заводских условиях, после чего укладываются на предварительно выровненное основание.

При помощи специальных установок плиты скрепляются в единое целое и дополнительно армируются для обеспечения необходимой прочности. Внутри пластиковых панелей располагаются пустоты, в которых могут располагаться инженерные коммуникации.

Это позволяет избавить от необходимости последующего вскрытия дорожного полотна для ремонта коммуникаций.

В настоящее время пластиковые дороги с успехом эксплуатируются в Нидерландах, Германии, Франции, Италии и Японии. В ближайшее время в Москве будет запущен пилотный проект, в рамках которого несколько городских улиц будут выложены новым полимерным составом.

Строительство пластиковых дорог в России

Пилотный проект строительства в России дороги из пластмассы уже одобрен Росавтодором.

В правительстве уже заложили средства на этот пилотный проект, а в Министерстве транспорта подчеркивают, что в том случае, если данная технология покажет себя с положительной стороны в условиях российских реалий, то в ближайшее время порядка 15-20% новых автомобильных дорог в России будет строится из переработанной пластмассы.

Основная сложность при строительстве таких пластмассовых дорог в России состоит в суровом климате и существенных перепадах температур летом и зимой. Если в Европе отрицательные температуры зимой большая редкость, то в России на протяжении 3-4 месяцев в году отмечаются холода в минус 20-30 градусов. В настоящее время неизвестно как поведет себя пластик в таких экстремальных условиях.

Ещё одна сложность состоит в использовании на российских дорогах антигололедных реагентов и соли.

В Европе использования таких химикатов запрещено на законодательном уровне, тогда как в России с суровым климатом эксплуатировать дороги в зимнее время года без использования таких реагентов зачастую затруднительно.

Неизвестно, сохранит ли пластик свои эксплуатационных характеристики, при длительном воздействии антигололедных реагентов.

Сами разработчики данной технологии подчеркивают, что использовать пластик для строительства дорог можно исключительно в городе, так как имеются определенные ограничения на предельно допустимую массу транспортных средств, которые могут проезжать по таким автострадам. Поэтому использование пластиковых автомобильных дорог возможно при наличии существенных ограничений на предельно допустимую массу автомобилей, которые могут ездить по таким полимерным дорогам.

В Европе сегодня весь пластик и любое другое вторсырьё перерабатывается и используется повторно.

В России же, где степень экологической сознательности граждан не столь высока, появляются определённые сложности с получение материала для изготовления таких инновационных автомобильных дорог.

В том случае, если пилотный проект покажет себя с наилучшей стороны и будет принято решение запустить данную технологию на конвейер, то необходимо будет организовать многочисленные приемные пункты пластика от населения, что и позволит решить проблемы с сырьем.

Альтернативы использованию пластика

Идея изготавливать автомобильное покрытие из полимерных материалов появилась еще в начале двухтысячных годов. Так, например, подобные разработки осуществлялись в Канаде, где дорожное полотно строили и успешно строят из бытовых отходов.

В Ванкувере многие городские улицы выполнены из специального материала, который изготавливается из смеси асфальта и переработанных бытовых отходов. Такое дорожное полотно показало себя с наилучшей стороны, оно отличается надежностью, долговечностью и способно выдерживать существенные перепады температур.

Однако назвать его полностью пластиковым всё же затруднительно. Дело в том, что доля пластмассы в нём составляет лишь 20%, а 80% — это все нам хорошо знакомый асфальт.

В США также успешно используется схожая технологии, когда дорожное полотно выполняют из переработанного полиэтилена. Фактически, такая дорога состоит из соединённых в единое целое решетчатых плит, сделанных из переработанного полиэтилена.

В последующем ячейки и блоки заполняются гравием, галькой и растительностью. Однако следует понимать, что такие американские дороги из полиэтилена могут применяться лишь при условии небольшой пропускной способности.

Тогда как при повышенной нагрузке они будут разрушены буквально за несколько месяцев.

Есть ли будущее у дорог их пластмассы в России

Специалисты отмечают, что перспективы данной технологии по строительству пластмассовых дорог в России в настоящее время туманны.

В том случае, если пилотный проект окажется успешным, то крупномасштабное внедрение пластмассовых дорог позволило бы ежегодно экономить около 2 триллионов рублей на ремонте и обслуживании федеральных трасс.

Однако в настоящее время неизвестно как поведет себя данная технологии в российских условиях, и будут ли найдены в России деньги на крупномасштабное строительство таких трасс и дорог из пластмассы.

04.10.2017

Источник: http://cartechnic.ru/articles/v_rossii_budut_stroit_dorogi_iz_plastika

Ровные и долговечные дороги из переработанных бутылок

PlasticRoad:

VolkerWessels подошла к проблеме очень серьезно и комплексно. Суть проекта заключается далеко не только в том, чтобы сделать дорожное покрытие более качественным. Это лишь часть большой идеи компании.

Дороги PlasticRoad будут сделаны таким образом, что внутри останутся пустые пространства, в которых в любое время соответствующие службы смогут проложить кабель или трубы.

При этом им не придется разбивать асфальт и раскапывать все вокруг, создавая многокилометровые пробки. Впрочем, авторы идеи смотрят гораздо дальше: когда в будущем автомобили будут объединены в сеть, то можно будет модернизировать и пластиковые дороги.

Например, под дорожным покрытием будет очень просто разместить датчики, которые помогут собирать данные о транспортном потоке. Дождевая вода будет стекать с дороги через пустые пространства, а сам пластик можно подогревать, чтобы избегать образования наледи в зимнее время.

Как это будет работать? Каждый автомобиль, проезжающий по дороге, создает колебания, которые можно преобразовать в электроэнергию.

строительство

У концепции есть и другие преимущества. PlasticRoad состоит из готовых модулей, которые объединяются в дорогу, не требуя постепенной ее укладки слой за слоем.

Это сокращает сроки строительства с нескольких месяцев до нескольких недель.

Конечно, для пластиковых участков дороги также требуется надежная основа, но спецаилисты VolkerWessels заявляют, что это может быть просто очень хорошо утрамбованный песок.

красная дорога

Пластик — это высокостойкий материал. Он практически не деформируется под воздействием автомобильного потока и даже под воздействием температур. Он может выдерживать температуры от -40 до +80 градусов Цельсия.Кроме того, пластиковое покрытие долговечное.

Потенциально PlasticRoad может служить в три раза дольше по сравнению с асфальтовым покрытием, которое требует замены или ремонта после 12 лет использования. Средний срок службы пластиковой дороги составляет около 30 лет, поэтому реализация проекта сможет привести к очень существенной экономии.

Конечно, для создания дорог, полностью состоящих из переработанных материалов, необходимо переработать огромное количество пластиковых бутылок.

VolkerWessels предлагает собирать их в океане, где при помощи другой нидерландской технологии (Ocean Cleanup) уже вылавливают мусор из воды при помощи огромных сетей.

https://www.youtube.com/watch?v=6IjaZ2g-21E

Когда речь заходит о защите окружающей среды, снижение выбросов CO2 также имеет значение. При обработке асфальта выделяется огромное количество углекислого газа. Каждый год во всем мире выделяется 1,6 миллиона тонн CO2 при строительстве дорог. Это примерно 2% от всех выбросов, вызванных дорожным движением.

белая дорога

Дорога, полностью состоящая из переработанных материалов, может появиться уже в ближайшие три года.

Но сначала необходимо построить прототип для проверки конструкции, дренажной системы и того, как PlasticRoad справляется с загруженностью в различных погодных условиях.

Первые проверки будут проводиться на тестовой площадке в Роттердаме.

Однако для реализации этой идеи VolkerWessels требуется больше партнеров — в частности, компаний, которые хорошо знакомы с процессом переработки пластика.

https://www.youtube.com/watch?v=ISQQXHCoRrA

Изображение 1, 2 и 3: VolkerWessels  / Изображение 3: Flickr — Timo Saarenketo (CC BY 2.0) / Видео: Ocean Cleanup / Изображение 5: Flickr — sbamueller (CC BY-SA 2.0)

Marek Hoffmann Autor, Hemd & HoodieAugust 20, 2015

PlasticRoad

This entry was originally posted at http://personalviewsite.dreamwidth.org/3862008.html. Please comment there using OpenID.

Источник: https://marafonec.livejournal.com/8368931.html

В будущем дороги станут делать из пластика

Нидерланды. Найдено решение для достижения главной задачи дорожников: дешёвые дороги отличного качества. Эти дороги будут производиться из вторсырья.

Дороги всего мира делают из асфальтобетона, себестоимость которого велика. Асфальтобетон дорого обходится государствам, но с его помощью получают прочное покрытие, которое может служить достаточно длительное время.

Но уже скоро все может поменять кардинально — дороги станут делать из пластика.

Технология разрабатывается в Голландии компанией VolkerWessels. Компания предлагает производить покрытие для дорог из переработанного пластика. Сырье предполагается доставать из океанов, где мусор уже превращается в искусственные острова.

Разработчики говорят, что дороги будут состоять из отдельных блоков,а специальные заводы будут осуществлять их сборку. Эта технология гарантирует практически идеальное покрытие, и при необходимости блок можно будет с легкостью заменить на новый.

Сами блоки будут пустотелыми — внутри разместят трубопроводы, кабели и прочие коммуникации. Компания VolkerWessels обещает, что такая дорога будет рассчитана на скачки температуры от -40 до +80 градусов Цельсия. И хоть разработчики только в начале пути, уже известно место испытания такой трассы. Это Роттердам, всегда готовый на экологические проекты.

В ИСПАНИИ ЗАВЕРШИЛИСЬ ПЕРВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ,

ПРОИЗВЕДЕННОГО ИЗ ВТОРСЫРЬЯ

В провинции Мадрид завершился эксперимент по использованию экологичного асфальта. От столицы Испании до Алькала де Энарес уложили дорожное покрытие, произведенное из вторсырья – пластмассы и каучуковых шин, и исследовали его эффективность.

Этот экологический проект финансирует Евросоюз при поддержке нескольких испанских вузов, его бюджет – €1,5 млн.

По итогам проведенных исследований авторы пришли к выводу, что пластиково-каучуковый асфальт обладает большей прочностью и меньше нуждается в обновлении.

Кроме того, он является экологически-чистым, его делают из материалов, которые чаще всего отправляют на свалки или сжигают, и в атмосферу при их уничтожении выбрасываются вредные отходы.

Подсчитано, что средний европеец в год покупает и использует товары, в которых набирается порядка 100 кг пластмассы (сама продукция, упаковка и т.д. ).

Что касается автомобильных бывших в употреблении покрышек, то вся Европа за год выбрасывает их порядка 3 млн штук.

Если хотя бы часть из них пойдет на полезную переработку, это поможет существенно сократить объемы не переработанных отходов и позволит существенно снизить площади, занимаемые свалками.

Авторы проекта экоасфальта надеются, что их успех поможет парламентам еваропейских стран менять национальные законы и стандарты качества и состава дорожного покрытия в пользу зеленых технологий. Реализуемый эксперимент является частью глобального проекта, рассчитанного на 3,5 года, его общий бюджет составляет €4 млн. Помимо Испании тестовые дороги будут проложены в Польше.

Источник

ДОРОГИ РОССИИ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

 

Автомобильная отрасль стремительно развивается, показывая миру новые высокотехнологичные решения. Современные автомобили оснащаются интеллектуальными электронными системами, поднимающими безопасность и комфорт передвижения на новый уровень.

Но сколь совершенными бы ни были эти системы, без качественного дорожного покрытия их труды будут попросту сведены на нет.

К сожалению, дорожно-строительная отрасль развивается несколько медленней, чем автомобильная, в связи с чем мы часто можем наблюдать некий диссонанс: мощные, высокотехнологичные произведения инженерного искусства, способные комфортно перемещаться на скоростях 200 км/ч и выше, двигаются по унылому асфальтобетонному покрытию с облезающей разметкой.

Читайте также:  Проращивание семян в опилках: способ получить хорошую рассаду огурцов и других культур, а также все о выращивании в них вешенок, шампиньонов и других грибов

Однако в последнее время тенденции к интеллектуализации и усовершенствованию дорожного покрытия в России всё же прослеживаются.

Так, последнее десятилетие наблюдается активный всплеск популярности геосинтетических материалов, улучшающих качество дорог и повышающих её износостойкость.

Следующее десятилетие обещает стать эрой внедрения высокотехнологичных инженерных решений, повышающих информативность дороги и безопасность передвижения по ней.

В 2014 году в России стартовал проект «Инновационная дорога» — федеральная инициатива, возложенная на «Роснано» и ориентированная на разработку и внедрение в дорожно-строительную отрасль передовых высокотехнологичных решений.

Компания «Гео-Альянс», постоянно следящая за усовершенствованием дорожно-строительных материалов и развитием отрасли в целом, предлагает вам небольшой экскурс по передовым научным разработкам, которые могут быть внедрены в России уже в ближайшие несколько лет.
 

Проекции вместо светофоров
 

Пожалуй, одно из самых футуристичных предложений было выдвинуто студентами Московского физико-технического института. Они выступили с инициативой заменить традиционные светофоры на пешеходных переходах голографическими проекциями.

Идея концепции заключается в том, чтобы предупредить водителей об идущих пешеходах, выстроив на пути следования автотранспорта виртуальную голографическую стену.

Притом она может появляться не только в качестве дублирующего сигнала светофора, но и в качестве предупреждения, когда на дороге обнаружены люди (за этим будут следить специальные датчики).

Первые переходы с голографическими преградами планируется установить в столице, а также в городе Долгопрудном, где проживают авторы идеи.

Что касается стоимости столь инновационного решения, то его разработчики пока не оперируют точными суммами, однако заверяют, что она будет сопоставима с ценой современных комплектов светофоров, зачастую достигающей 1 млн рублей.

Ради справедливости стоит отметить, что идея голографических преград на пешеходных переходах возникала и ранее.

Молодой дизайнер из Южной Кореи предлагал подобную концепцию в 2008 году, однако ввиду некоторых технических недоработок она так и не была реализована. Воплотиться ли в жизнь амбициозный проект МФТИ — покажет время.

Пока что большинство экспертов сходится во мнении, что существуют и более простые решения, способные не менее эффективно привлекать внимание водителей к пешеходным переходам. Так, например, можно наносить на дорожное покрытие специальные рисунки, создающие с водительского ракурса иллюзию того, что на переходе находятся люди.
 

Светящаяся дорожная разметка
 

Улучшение освещённости автомобильных дорог, перекрёстков и развязок — одна из первоочередных задач, стоящих перед федеральным проектом «Инновационная дорога».

В целях экономии электроэнергии, «Роснано» уже выдвигал проект по замене традиционных ламп накаливания на светодиодные, способные работать не только от городской электросети, но и от накопленной в течение светового дня солнечной энергии.

Следующий шаг — повышение информативности дорожного покрытия. И реализовать этот шаг планируется при помощи тех же светодиодов.

Современные дорожно-строительные материалы позволяют легко встраивать в дорожное покрытие небольшие светящиеся маркеры, образующие хорошо читаемую в тёмное время суток дорожную разметку. Это существенно упростит ориентирование при плохой видимости и значительно повысит безопасность дорожного движения в тёмное время суток.

Светодиодные маркеры могут использоваться не только для обозначения полос, но и для предупреждения водителей транспортных средств об аварийных участках и пешеходных переходах.

Особенно актуальна данная технология для регионов России с суровыми климатическими условиями (где разметка не выдерживает и двух сезонов), а также для магистралей с повышенной интенсивностью движения.

Ранее в рамках других программ уже проводились эксперименты по установке вдоль обочин небольших катафотов, однако они быстро покрывались дорожной пылью и становились невидимыми для водителей.

Небольшим светодиодным маркерам эта проблема не страшна: их яркий свет легко пробивается сквозь пыль, делая границу дороги хорошо читаемой для всех участников дорожного движения. Питание таких систем реализуется при помощи компактных солнечных батарей и аккумуляторов.

Как и дорожные фонари, они используют накопленную за день энергию солнца и не нуждаются в подключении к городской электросети. Полный заряд аккумулятора осуществляется за 3 часа. После этого маркер может автономно работать на протяжении 60 часов.

Являясь разработкой российской компании «Солар», светодиодные маркеры производятся в Южной Корее и Китае. В связи с этим цена на них остаётся пока относительно высокой (порядка 3000 руб. за единицу).

Оборудовать километр пути такими устройствами обходится сейчас в 1,6 млн руб.

Возможно, перенос производства маркеров в Россию мог бы существенно уменьшить эту цифру, однако пока что никаких официальных заявлений по этому поводу дано не было.
 

Шумовые полосы
 

Пожалуй, самая простая в плане технической реализации инициатива, однако это нисколько не умаляет её эффективности. Суть разработки состоит в том, чтобы установить перед пешеходными переходами тонкие поперечные полоски из пластика.

При небольшой скорости движения их присутствие для водителей практически незаметно, однако наезд на такие полоски на большой скорости сопровождается шумом и вибрацией.

Это служит сигналом для сброса скорости и существенно повышает безопасность пешеходов.

В 2011 году шумовые полосы были установлены на некоторых пешеходных переходах города Новосибирска, а в 2012 году их смонтировали в Санкт-Петербурге, столице и Калининграде. Однако жители Северной столицы не одобрили такое новшество: в Дирекцию по организации дорожного движения поступило множество жалоб от жильцов близлежащих домов.

Шум, возникающий при наезде на полосы, мешал спать по ночам, а вибрация в некоторых случаях провоцировала возникновение трещин в старых зданиях, стоящих вдоль дороги. Несмотря на значительно уменьшившееся количество ДТП, было принято решение демонтировать шумовые полосы с некоторых участков.

Впоследствии дорожные инженеры рекомендовали устанавливать шумовые полосы только на участках, армированных дорожными геосетками и георешетками.
 

Геосинтетические материалы

Проект «Инновационная дорога» предусматривает активное внедрение в дорожно-строительную отрасль современных геосинтетических материалов. Их способность к значительному повышению износостойкости асфальтобетонного покрытия благоприятно сказывается на стоимости содержания дорог.

Практический опыт применения последних десяти лет уже успел показать, что автодороги, основания которых усилены объемными георешетками, менее склонны к образованию трещин и колей, а затраты на геосинтетические материалы и их укладку окупаются уже на второй год использования автомагистрали.

Одним из наиболее широко применяемых в дорожном строительстве полимерных материалов является геотекстиль. Поставляемый в виде рулонов иглопробивного нетканого полотна, он выполняет роль армирующей прослойки, снижающей напряжение с подверженных трещинам областей.

При этом он отлично пропускает воду, но в то же время препятствует перемешиванию грунтового и щебневого слоёв. Нетканый геотекстиль может применяться и при ремонте дорожных покрытий: налитый на него битум будет равномерно распределён по всей площади, образуя надёжный гидроизолирующий слой.

Дорожные геосетки — ещё один активно применяемый в дорожном строительстве геосинтетический материал. С помощью геосеток укрепляют слабые основания насыпей и защищают дороги, проходящие по участкам со сложным ландшафтом, от оползневых явлений.

Используются они и при реконструкции: с помощью двухосных георешеток, стеклосеток и полиэфирных геосеток можно значительно улучшить несущие способности существующей насыпи без значительного расширения площади её основания.

В целях укрепления дорожного покрытия активно используются также различные композитные материалы на основе сеток различного типа и геотекстильного полотна. Эти плоские материалы образуют сетчатую структуру на геотекстильной подложке, которая обладает отличными механическими характеристиками и способна выступать в качестве надёжной армирующей прослойки.

Использование геокомпозитов ощутимо повышает транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги, тормозит деградацию покрытия и увеличивает межремонтные сроки.

Такой тандем обеспечивает наиболее надёжный контакт внутренних слоёв дорожных одежд и тормозит развитие так называемых отражённых трещин.

Все применяемые в рамках программы «Инновационная дорога» геосинтетические материалы имеют длительный срок службы, не склонны к коррозии, растрескиванию и устойчивы к термическим, биологическим и химическим воздействиям.
 

Модификаторы асфальтобетонного покрытия

Повышение износостойкости покрытия — одна из основных задач, поставленных перед федеральным проектом «Инновационная дорога». Очень эффективным и в то же время бюджетным решением этой проблемы является использование специального модификатора, добавляемого в битумную смесь.

Он производится из вторсырья — отслуживших свой срок и утилизированных автомобильных покрышек. Путём высокотемпературного сдвигового измельчения их перерабатывают в резиновый мелкодисперсный порошок.

После добавления в состав смеси он не только повышает долговечность дорожного покрытия, но и способствует лучшему сцеплению с ним покрышек транспортных средств.

Ради справедливости стоит отметить, что назвать этот проект инновационным можно с большой натяжкой. Он активно использовался при ремонте и строительстве новых дорог ещё в 2009 году. Ознакомившись с пятилетними итогами применения модификатора из вторсырья, Росавтодор дал заключение о его эффективности и порекомендовал включить его в реализуемый «Роснано» проект «Инновационная дорога».

Ознакомившись с проверенной и обкатанной технологией, в «Роснано» констатировали, что единственным препятствием к её повсеместному внедрению в России является цена. Покрытие, усовершенствованное модификатором, обходится на 5% дороже, чем стандартное.

Казалось бы, разница несущественна, однако согласно закону о госзакупках тендеры по-прежнему будут выигрывать компании, предлагающие самую низкую цену.

Несмотря на то, что далеко не все перечисленные инициативы являются по-настоящему инновационными, их важность для российских дорог всё же нельзя недооценивать.

Большинство экспертов убеждено, что федеральный проект «Инновационные дороги» станет первым шагом на пути к созданию качественных, современных и безопасных автотрасс.

Реализованные в рамках этого проекта дорожные участки станут своеобразной витриной, которая покажет результативность тех или иных решений в рамках конкретного региона и с учётом местной специфики.

Из этого масштабного эксперимента будут извлечены уроки: какие-то решения приживутся, какие-то ещё будут дорабатываться. Но наметившаяся тенденция однозначно говорит о стремлении двигаться вперёд, а не о желании бесконечно осуществлять ямочный ремонт устаревших покрытий.

И в дополнение хотелось бы представить вашему вниманию несколько интересных технологий, пока ещё не нашедших широкого распространения в мировой практике.

Покрытие, впитывающее загрязнение

Нидерландская разработка, нацеленная на уменьшение поступающих в атмосферу вредных выбросов от транспортных средств. Инновационное покрытие впитывает выбросы, связывает их и не даёт раствориться в воздухе. Испытания тестовых участков показали, что такой подход позволяет снизить концентрацию вредоносных оксидов азота вдоль обочин на целых 19%.

Реактивная краска

Это уникальное изобретение нидерландской студии Roosegaarde представляет собой фотолюминесцентную порошковую субстанцию, которую можно нанести на любую поверхность.

Накопив солнечную энергию за день, она может освещать тёмные участки дорог на протяжении десяти часов.

Но это ещё не всё: в другой своей модификации эта химическая субстанция способна активизироваться под воздействием холода, подсвечивая обледеневшие фрагменты дороги.

Информативная дорога с Wi-Fi

Первой автотрассой с покрытием Wi-Fi на всей своей протяжённости станет британская дорога из Бирмингема в Феликстоу. Однако интернет-канал там будет не для забавы ради.

Он будет передавать информацию о загруженности магистрали, аварийных участках, погодных условиях и дорожно-транспортных происшествиях.

Беспроводной сигнал будет передаваться на мобильные устройства и бортовые компьютеры автомобилей в одностороннем порядке.

Беспроводные зарядные устройства

Один из самых существенных недостатков экологичных электрокаров — это малая дальность хода без подзарядки. Однако недавно был разработан метод, который может решить эту проблему раз и навсегда. Современные технологии позволяют оборудовать отдельную дорожную полосу беспроводным зарядным устройством.

Пока электрокар будет двигаться по этой полосе, его аккумуляторы будут заряжаться. В теории это повысит популярность электрокаров, так как позволит им перемещаться на значительные расстояния без подзарядки.

Кроме того, их производители смогут сэкономить на громоздких батареях большой ёмкости, что в конечном счёте отразиться и на стоимости авто.
 

Источник: https://infosila.ee/main/1637-v-buduschem-dorogi-stanut-delat-iz-plastika.html

Ссылка на основную публикацию