Топливная щепа древесная для котлов: цена за тонну и м3, гост, технология производства, преимущества и недостатки для отопления

Топливная щепа как альтернатива мазуту и углю / Статьи / Magic Grove

Региональные власти некоторых областей России предлагают российским производителям использовать альтернативное топливо традиционной продукции. Особенно перспективным видится переход на щепу и прочие виды биотоплива в лесных регионах страны. Однако такой перспективный переход на биологическое топливо и отказ от угля и мазута происходит очень медленно.

Древесное топливо в регионах РФ: ситуация сегодня, планы на будущее

Во многих регионах РФ успешно работают котельные на биотопливе, но и процент очень низок (1-2%) и о полном переходе в масштабах всей страны на источники энергии, которые возобновляются, речи в Росси пока нет. Наряду с этим даже несколько  биотопливных котельных могут служить примером для предприятий, как собственного региона, так и в целом всей страны по эффективному использованию биомассы.

Если сравнить нашу страну, к примеру, с Финляндией, то там щепа предпочтительнее мазута и угля в подавляющем большинстве регионов страны, а в России даже в области, богатые лесами, завозят дорогие уголь и продукты переработки нефти.

Вологодская, Ленинградская и Новгородская области разработали программы, согласно которым планируется полный переход на древесные виды топлива, но реализация этих программ пока идет тяжело.

По данным администрации Республики Карелия на сегодня 20% всех котельных работает на отходах древесины.

Функционируют котельные на щепе, дровах и пеллетах в Омской, Вологодской и Архангельской областях, однако их число еще несоизмеримо мало.

Что такое топливная щепа и каковы её преимущества

На сегодня самые распространенные виды биотоплива, используемые на энергоустановках, являются: дрова (устаревший вид ), щепа, брикеты, пеллеты и ряд иных. Наибольшего распространения на рынке России сумела получить топливная щепа. Объясняется это и её дешевизной, и простотой производства. Так что же она собой представляет?

Топливная щепа –  частицы, которые получаются измельчением древесного сырья. Предназначены полученные частицы для получения тепла путем сжигания.

Материалом для производства древесной топливной щепы служит переработанное древесное сырье (стволовая древесина, отходы дерево и лесопереработки, порубочные остатки).

Наиболее востребованной сегодня топливной щепой является щепа на основе стволовой древесины.

Она имеет ряд преимуществ по сравнению с прочим древесным сырьем:

  • Низкое содержание коры и других посторонних примесей;
  • Низкая зольность;
  • Высокая энергетическая ценность;
  • Размер частиц стандартизирован.

Потребители скандинавских стран для получения субсидий Евросоюза стволовую древесину выделяют отдельным видом топлива, так как другие типы древесного сырья такие дотации не получают.

Особенности топливной щепы

Топливная щепа является экологически чистым топливом. Содержание в ней золы – меньше 3 %. В процессе сжигания этого топлива выброс углекислого газа в атмосферу равен количеству, поглощенному растением за время своего роста.

Для хранения топливной щепы требуются особые условия, так как есть риск самовоспламенения. Поэтому хранится она в специализированных складских помещениях покупателей.

Топливная щепа имеет более низкую плотность в сравнении с брикетами и пеллетами. Также её отличает от агломерированного биотоплива высокая влажность и более низкая энергетическая ценность.

Транспортировка щепы, из-за того что у неё низкая насыпная плотность, осуществляется в специально приспособленных для этого щеповозах. По этой причине удаленная транспортировка становится нерентабельной.

Топливная щепа и другое альтернативное твердое топливо

Альтернативные виды твердого топлива, которые применяются сегодня для получения тепло- и электроэнергии, представлены органикой разной степени подготовки.

Использование альтернативных топливной щепе нетрадиционных видов энергоносителей определяет целый ряд следующих факторов:

  1. Доступность в данном регионе.
  2. Цена топлива.
  3. Расстояния транспортировки.
  4. Мера централизации отопления.

В таблице ниже приведены основные виды нетрадиционных энергоносителей и их сопоставление с характеристиками щепы.

Вид альтернативного топливаСравнение с топливной древесной щепой
Топливные гранулы (на основе древесины) Топливная щепа – серьезный конкурент топливным пеллетам в генерации тепло- и электроэнергии, и применение топливной щепы неуклонно растет. Но щепа уступает по ряду характеристик пеллетам, что накладывает определенные условия на транспортную доступность древесной щепы и универсальность её применения:

  1. Котельное оборудование, требуемое для генерации тепла для щепы и сложнее, и дороже оборудования пеллетного. Причины: высокая влажность, относительно невысокий КПД, нестабильные параметры сгорания топливной щепы.
  2. Нерентабельность транспортировки щепы на дальние расстояния по причине низкой насыпной плотности. Как следствие требуются большие емкости либо спецоборудование (щеповозы) для перевозки.
  3. Энергетическая ценность древесной щепы около 2000 ккал/кг, а у пеллет – порядка 4000 ккал/кг.

Поэтому перевозка пеллет гораздо эффективнее на значительные расстояния.Вывод: сжигание щепы целесообразнее поблизости от предприятий, занимающихся лесозаготовкой либо лесопереработкой. То есть – локальные рынки, и территории с лесными ресурсами. Сжигание пеллет более рентабельно и оправданно в регионах, не имеющих местного сырья, расположенных удаленно.

Солома Ряд стран Европы использует солому как альтернативное топливо. Однако она имеет существенные недостатки перед щепой:

  1. Ограничение дальности транспортировки соломы, что определяет целесообразность использования.
  2. Сезонность производства соломы, требующая больших складских помещений и соответственно условий для надежного хранения.
Жмых, лузга, прочие отходы сельскохозяйственной переработки Использование отходов с/х переработки в энергетике растет с каждым годом, но имеет по отношению к древесной щепе ряд недостатков, ограничивающих их использование. Наряду с высокой теплотворной способностью и низкой влажностью сельскохозяйственные отходы обладают высоким процентом зольности. Использование данного вида отходов для получения топлива целесообразно и экономически оправдано непосредственно на перерабатывающих сельхоз предприятиях. Транспортировка таких отходов в неподготовленном для этого виде будет и сложной, и неэффективной. Также минусом является и неритмичность циклов производства в сельском хозяйстве, что не дает возможности запастись достаточным количеством отходов на круглый год.
Соломенные пеллеты Такеи пеллеты получили широкое растпространение в Дании. Их называют «greypellets» (серыми пеллетами). Теплотворные способности «серых» пеллет сопоставимы с древесными. Однако пеллетирование происходит гораздо хуже, так как в соломе низкое содержание необходимого лигнина. По этой причине «серые» пеллеты используются в непосредственной близости от места, где они производятся, ведь длительную транспортировку и перевалку они попросту не выдержат. Кроме этого, сезонность заготовки соломы не позволяет наладить производство соломенных пеллет круглогодично.
Пеллеты на основе отходов с/х переработки Аналогично соломенным пеллетам обладают низкой способностью к пеллетированию. В результате чего – проблемы как транспортировки, так и перевалки. Также недостатком является сезонные факторы переработки сырья сельского хозяйства.
Топливные брикеты (на основе биомассы) Сфера использования топливных брикетов исключительно частный сектор: для топки в каминах, приготовления барбекю и шашлыков. В промышленности широкого применения брикеты не получили, но применяются для отопления небольших по площади муниципальных объектов посредством блок-модульных котельных.
Бытовой мусор Сжигаться бытовой мусор может только там, где он находится – на полигонах ТБО. Транспортировку мусора не осуществляют, а его сжигание мусора противоречит Киотскому протоколу.
Торф Торф – эффективное топливо, но его характеризует высокая зольность. Сжигание торфа противоречит Киотскому протоколу, поэтому его сжигание и заготовка не получили широкомасштабное применение. Выбросы в атмосферу при сжигании торфа не признаны СО2-нейтральными, как в случаях сжигания древесины или другой растительности.

Плюсы и минусы древесной щепы

Древесную топливную щепу можно смело назвать наиболее стабильным энергоносителем из класса нетрадиционных твердотопливных видов сырья. Объясняется это целым рядом таких факторов:

  • Возможность производства на протяжении целого года, так как лесозаготовка лесопереработка круглогодична;
  • Достаточное количество необходимого обрабатываемого промышленностью сырья;
  • Простота в производстве и последующем применении;
  • Стабильные характеристики древесной щепы, которые закреплены национальными стандартами;
  • Низкий процент зольности.

Конкурентоспособность топливной щепы в сравнении с прочим альтернативным твердым топливом подчеркивает успешность щепы на рынке битоплива и стабильные темпы её  роста.

Недостатки древесной щепы

Наряду с достоинствами топливная щепа обладает и свойствами, которые относятся к недостаткам. Данные факторы присущи любому виду древесины:

  • Низкая влагостойкость, неспособность абсорбировать влагу. Как следствие, требуются специальные условия её хранения и перевозки;
  • Невысокая энергетическая ценность;
  • Низкая плотность.

Cтатьи по теме:

Источник: http://fuelchips.ru/primenenie-shhepyi-i-drugix-vidov-biotopliva/toplivnaya-shhepa-kak-alternativa-mazutu-i-uglyu

Топливная древесная щепа Топливная щепа это

Топливная древесная щепа

Топливная щепа – это частицы, полученные в результате измельчения древесного сырья предназначенные для сжигания в энергетических целях.

Производится древесная топливная щепа путем переработки древесного сырья (стволовой древесины, отходов лесопереработки, отходов деревообработки и порубочных остатков).

В настоящее время наиболее востребована топливная щепа из стволовой древесины, так как обладает рядом преимуществ: · имеет низкий процент коры и прочих посторонних включений; · имеет низкую зольность; · имеет высокую энергетическую ценность; · имеет стандартизированные размеры частиц; Топливная древесная щепа — экологически чистое топливо с содержанием золы не более 3 %. При сжигании этого вида топлива в атмосферу выбрасывается ровно столько СО 2, сколько было поглощено растением во время роста.

Топливная щепа требует особого хранения и подвержена самовоспламенению, поэтому предполагается ее хранение на специализированных складах покупателя. Топливная щепа отличается низкой плотностью по сравнению с пеллетами и брикетами, высокой влажностью и более низкой энергетической ценностью.

Из-за низкой насыпной плотности транспортировка щепы осуществляется в специализированных щеповозах. Это приводит к тому, что удаленная транспортировка топливной щепы нерентабельна.

В связи с этим в ФРГ, Австрии и других европейских странах бытовые котлы, так же как и в коммунальных и индустриальных котельных устанавливают только в строениях, расположенных вблизи гарантированных источников сырья.

Стальной водогрейный котел HERZ Firematic 90 -150 к. Вт

Стальной водогрейный котел HERZ Biomatic 220 -500 к. Вт

Стальной водогрейный котел HERZ Bio. Fire 500 -1000 к. Вт

В России автоматизированных бытовых котлов, работающих на щепе, пока серийно не производят. Но как только на рынке будет спрос на такое оборудование, несомненно, основные российские производители в массовом порядке включат в свои линейки и автоматизированные бытовые котлы на щепе мощностью от 15 к. Вт.

Первые ласточки уже есть. Новосибирское научно-производственное экологическое объединение (ООО НПЭО) «Нероаэра» предлагает бытовые котлы мощностью от 10 к.

Вт (бытовая серия «Эра» ), характеризующиеся очень низкими требованиями к качеству топлива, что позволяет им эффективно работать на многих видах топлива, в том числе опилках и щепе высокой влажности, без его предварительной сушки.

Котлы снабжены вихревой топочной камерой с регулируемым поддувом воздуха и бункером автоматической подачи топлива. Розжиг котлов автоматический.

Если учесть, что для получения топливной щепы в небольших объемах, например, для обеспечения поселковой котельной или бытовых котлов, нет необходимости устанавливать дорогостоящее оборудование, как для производства тех же пеллет или брикетов, а вполне достаточно мобильной дробилки, которая работает от вала отбора мощности трактора и т. п. , то использование щепы в частном секторе (коттеджи, дачи) в недалеком будущем станет реальностью и в России.

Для получения щепы высокого качества в соответствии с новыми европейскими нормами классификации на предприятии – изготовителе этого вида топлива необходимо сортировать поступающее сырье. Один из главных параметров щепы – влажность.

Например, щепу влажностью до 30 % можно хранить на складе без риска биологического разложения и потери энергетической ценности. Поскольку влажность свежесрубленной древесины колеблется от 50 до 60 %, перед измельчением сырье необходимо высушить до 30 %.

От влажности очень сильно зависит теплота сгорания (теплотворная способность) щепы.

Зависимость низшей теплоты сгорания от влажности

Зависимость расхода топлива от влажности

К щепе пока не предъявляются такие жесткие требования по сертификации, как к пеллетам. Щепа поставляется потребителям либо насыпью (в самосвале или щеповозе), либо упакованной в биг-бэги.

Щепа – ввиду невысокой цены - неплохая альтернатива пеллетам и брикетам. Использование щепы и опилок в качестве топлива позволяет решить проблему утилизации отходов деревообработки. А современные технологии и высокий уровень автоматизации котлов обеспечивают качественное, экологически чистое сжигание этих древесных отходов.

Конкурентные преимущества по сравнению с альтернативным твердым топливом. Применение альтернативных щепе нетрадиционных энергоносителей определяется целым рядом факторов, такими как: доступность топлива, его цена, расстояния транспортировки, степень централизации отопления, и пр. Далее приведены основные нетрадиционные энергоносители и их сравнение с топливной щепой:

Древесные топливные гранулы Топливная щепа уступает пеллетам по ряду факторов, что ограничивает ее транспортную доступность и универсальность применения: Во-первых, котельное оборудование для сжигания щепы намного сложнее и дороже пеллетного, так как энергоноситель (топливная щепа) имеет высокую влажность, сравнительно низкий КПД и нестабильные параметры горения.

Во-вторых, транспортировка щепы на большие расстояния не рентабельна, так как она имеет низкую насыпную плотность, что требует большие емкости для ее перевозки, или специализированное оборудование (щеповоз), а главное, энергетическая ценность щепы составляет порядка 1. 900 – 2. 200 ккал/кг, в то время как энергетическая ценность пеллет составляет 3. 800 – 4. 200 ккал/кг.

В результате перевозка пеллет эффективна на дальние расстояния, так как выше плотность, энергетическая ценность и ниже влажность.

Исходя из этого сжигание топливной щепы целесообразно в непосредственной близости от лесозаготовки или лесопереработки, то есть на локальных рынках, и там где есть лесные ресурсы, а сжигание пеллет актуально в удаленных регионах, без местного сырья.

Топливные брикеты (из биомассы) Топливные брикеты используются исключительно в частном секторе для отопления каминов, а также для приготовления шашлыков и барбекю, широкомасштабное применение брикет в промышленности не развито. Однако есть применение в области отопления небольших муниципальных объектов с помощью блок-модульных котельных.

Торф является эффективным топливом, однако характеризуется высокой зольностью. Так как сжигание торфа не подпадает под Киотский протокол его заготовка и сжигание не имеют широкомасштабного применения. Выбросы при использовании торфа не признаются СО 2 -нейтральными, как это происходит при сжигании древесины и иной растительности.

Основные характеристики топливной щепы:

В целом, древесная топливная щепа наиболее стабильный энергоноситель среди нетрадиционного твердого топлива, что является причиной следующих факторов: -Круглогодичность лесозаготовок и лесопереработки, что обеспечивает ритмичность производства; -Достаточное количество промышленно обрабатываемого сырья; -Простота производства и применения; -Стабильность характеристик древесной топливной щепы, закрепленных национальными стандартами; -Низкая зольность; Высокая конкурентоспособность топливной щепы по сравнению с другими видами альтернативного твердого топлива подчеркивается рыночной успешностью щепы и стабильными темпами роста.

Недостатки щепы Древесная топливная щепа имеет ряд недостатков, которые присущи всей древесине: -Низкая влагостойкость и способность к абсорбции влаги, что требует специальных условий хранения, перевалки и перевозки; -Низкая энергетическая ценность; -Высокая влажность; -Низкая плотность топливной щепы;

Источник: http://present5.com/toplivnaya-drevesnaya-shhepa-toplivnaya-shhepa-eto/

Основа производства твердого биотоплива – “УГК-Энергетика”

Главная / Новости / Основа производства твердого биотоплива

В основе технологии производства топливных гранул, как и топливных брикетов лежит процесс прессования измельченных отходов древесины, соломы, лузги и др.

Сырьё (опилки, солома и т.д.) поступает в дробилку, где измельчаются до состояния муки. Полученная масса поступает в сушилку, из неё — в пресс-гранулятор, где древесную муку прессуют в гранулы. Сжатие во время прессовки повышает температуру материала, лигнин, содержащийся в древесине размягчается и склеивает частицы в плотные цилиндрики.

На производство одной тонны гранул уходит 3—5 кубометров древесных отходов естественной влажности.

Готовые гранулы охлаждают, пакуют в большие биг-бэги (около 1тоны) или мелкую упаковку от нескольких кг до нескольких десятков кг.

Различают промышленные (доставляются насыпью без упаковски или в биг-бэгах) и потребительские гранулы (в мелкой расфасовке, ориентированные на частных и небольших промышленных потребителей).

 Древесные топливные гранулы (пеллеты) – это небольшие цилиндрические прессованные древесные изделия диаметром 4-12 мм, длиной 20-50 мм, переработанные из высушенных остатков деревообрабатывающего и лесопильного производства: опилки, стружка, древесная мука, щепа, древесная пыль и т.д. Гранулы используются в котлах для получения тепловой и электрической энергии путем сжигания.

Преимуществом использования древесных гранул перед другими видами топлива является:

  • Снижение вредных выбросов в атмосферу: древесное биотопливо признано СО2 – нейтральным, т.е. при его сжигании количество выделяемого углекислого газа в атмосферу не превышает объем выбросов, который бы образовался путем естественного разложения древесины;
  • Большая теплотворная способность: по сравнению со щепой и с кусковыми отходами древесины.
  • Энергосодержание одного килограмма древесных гранул соответствует 0,5 литра жидкого дизельного топлива;
  • Низкая стоимость по сравнению и дизтопливом и отоплением электричеством,
  • Чистота помещения, в котором установлен котел,
  • Возможность полной автоматизации котельных.
  • Высокая насыпная плотность (простота упаковки, транспортировки, погрузки).

Основным недостатком топливных пелет является низкое содержание влаги в них. Хоть этот показатель положительно влияет на их возгораемость и горение, но при этом для того, чтобы поддерживать такую влажность нужно обеспечить особые условия хранения, не допуская высоко влажности в складских помещениях.

Технология производства топливных брикетов

В основе технологии производства топливных брикетов лежит процесс прессования шнеком агро-отходов (шелухи подсолнечника, гречихи и др.) и мелко измельченных отходов древесины (опилок) под высоким давлением при нагревании от 250 до 350 С°.

Получаемые топливные брикеты не включают в себя никаких связующих веществ, кроме одного натурального — лигнина, содержащегося в клетках растительных отходов. При использовании агросырья возможно добавление связующих элементов.

Температура, присутствующая при прессовании, способствует оплавлению поверхности брикетов, которая благодаря этому становится более прочной, что немаловажно для транспортировки брикет.

https://www.youtube.com/watch?v=dCnEuHwEFm8

Сырьем для производства брикетов является тот же материал, что и для изготовления гранул – опилки различных пород древесины, щепа, лузга подсолнечника, гречихи, солома и многие другие растительные отходы. Технология производства брикетов схожа с технологией гранулирования, но более простая.

Брикеты бывают разных форм – в виде кирпича, цилиндра или шестигранника с отверстием внутри. Стандартных размеров у данной продукции нет. Отсутствие особых требований к условиям хранения.

Основным фактором, определяющим механическую прочность, водостойкость и калорийность брикета, являются его плотность. Чем плотнее брикет, тем выше показатели его качества.

Чем ниже плотность брикетов, тем меньше их калорийность. Например, при плотности брикета 650-750 кг/м3 калорийность брикетов равна 12-14 МДж/кг; при плотности 1200-1300 кг/м3 — 25-31 МДж/кг.

Качество брикетов в значительной мере зависит от влажности исходной смеси.

Различают оптимальную и критическую влажности.

Оптимальная влажность составляет 4-10 %, при ней достигаются наилучшие механические характеристики брикетов (следует учитывать, что для некоторых видов сырья верхним пределом влажности является 6-8%).

Критической называется влажность, при которой возможно образование брикетов, но в нем появляются трещины — таким образом, брикет товарного вида не имеет. Критическая влажность находится в пределах 10-15 %.

При более высокой влажности полученный брикет будет «разорван» внутренним давлением влаги, возникающем при сжатии измельченной массы.

Существует 3 основных типа топливных брикетов. Они отличаются по форме, которая зависит от метода производства. «В народе» прижилось три названия, которые произошли из имен компаний, выпускающих оборудование для производства того или иного брикета. Таким образом, выделяют брикеты RUF, брикеты NESTRO и брикеты Pini-Kay.

Брикеты подразделяются по двум принципам:

  • Первое — по сырью, из которого они изготовлены. Здесь выделяют: брикеты из древесных отходов (стружка и опил без коры, отходы с корой, кора, отходы производства МДФ, шлифпыль, отходы фанерных производств, брикеты из сельскохозяйственных отходов); брикеты из агробиомассы (солома , шелуха подсолнечника, шелуха злаковых, отходы хлопка, сено, камыш); брикеты из прочих материалов (бумага, картон, целлюлоза, полимеры, торф).
  • Второе — по способу прессования и форме. Брикеты бывают трех видов: цилиндрические, экструдерные и в виде кирпичика.

Цилиндрические брикеты

Этот вид брикетов получается путём прессования на оборудовании ударно-механического типа. Они имеют бесконечную длину, и могут быть разделены как на шайбы, так и на поленья. Имеют очень высокую плотность, пользуются большой популярностью в Европе.

Такие брикеты могут иметь не только круглую, но и квадратную или восьмиугольную форму, иметь или не иметь отверстие. Вид брикета заказывает покупатель, он зависит от того, какие формы больше популярны в каждой отдельно взятой стране. Данные брикеты охотно покупают такие страны, как Германия, Дания, Великобритания, Норвегия, Швеция, Италия. Экструдерные брикеты

Эти брикеты обязательно имеют отверстие внутри и обожженную верхнюю поверхность.

В основе экструзивной технологии производства брикетов лежит процесс прессования шнеком под высоким давлением при нагревании от 250 до 350 С°. Температура, присутствующая при прессовании, способствует оплавлению поверхности брикетов, которая благодаря этому становится прочной, что немаловажно для транспортировки брикета.

Такие брикеты закладываются вручную в топку котла или в печку, они пользуются спросом в Прибалтике и на внутреннем рынке России.

Брикеты в виде кирпичика

Эта продукция имеет вид прямоугольного параллелепипеда со скошенными углами. Такой брикет получается путём гидравлического прессования, и его размеры зависят от рыхлости сырья, из которого он произведён и давления, которое на него оказано. Они хорошо используются на внутреннем рынке, и также отлично покупаются во все европейские страны.

Недостатки.

Так как, пеллеты изначально разрабатывались в качестве топлива для автоматических котлов, а брикеты для твердотопливных котлов, в качестве альтернативы углю, дровам.

Щепа

В основе технологии получения щепы лежит измельчение древесины на специальной технике.

Различают топливную и технологическую щепу.

  • Технологическая щепа используется на ЦБК. Она вырабатывается из окорённой стволовой древесины хвойных и лиственных пород, а также из окорённых горбылей, реек, кусковых отходов древесины на ножевых рубильных машинах дискового типа.
  • Топливная щепа может вырабатываться из неокоренных стволов, из низкокачественной тонкомерной древесины от рубок ухода за лесом, вершин и сучьев различных древесных пород на рубильных машинах дискового и барабанного типов. Насчитывается несколько десятков производителей оборудования для производства щепы. Щепа является одним из основных видов исходного сырья для производства пеллет.

Тем не менее, при всех имеющихся преимуществах щепа имеет и ряд недостатков:

  • Низкую насыпную плотность по сравнению с брикетами и пеллетами;
  • Достаточно высокую влажность;
  • Не высокую теплоотдачу;

Теплота сгорания 100 кг сухой топливной щепы эквивалентна сгоранию около 40 кг каменного угля и 50 кг сухого торфа.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ТЕПЛОТВОРНОСТИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА

Вид топлива Ед. изм. Удельная теплота сгорания Эквивалент
кКал кВт МДж Природный газ, м3 Диз. топливо, л Мазут, л
Электроэнергия 1 кВт/ч 864 1,0 3,62 0,108 0,084 0,089
Дизельное топливо (солярка) 1 л 10300 11,9 43,12 1,288 1,062
Мазут 1 л 9700 11,2 40,61 1,213 0,942
Керосин 1 л 10400 12,0 43,50 1,300 1,010 1,072
Нефть 1 л 10500 12,2 44,00 1,313 1,019 1,082
Бензин 1 л 10500 12,2 44,00 1,313 1,019 1,082
Газ природный 1 м 3 8000 9,3 33,50 0,777 0,825
Газ сжиженный 1 кг 10800 12,5 45,20 1,350 1,049 1,113
Метан 1 м 3 11950 13,8 50,03 1,494 1,160 1,232
Пропан 1 м 3 10885 12,6 45,57 1,361 1,057 1,122
Водород 1 м 3 28700 33,2 120,00 3,588 2,786 2,959
Уголь каменный (W=10%) 1 кг 6450 7,5 27,00 0,806 0,626 0,665
Уголь бурый (W=30…40%) 1 кг 3100 3,6 12,98 0,388 0,301 0,320
Уголь-антрацит 1 кг 6700 7,8 28,05 0,838 0,650 0,691
Уголь древесный 1 кг 6510 7,5 27,26 0,814 0,632 0,671
Торф (W=40%) 1 кг 2900 3,6 12,10 0,363 0,282 0,299
Торф брикеты (W=15%) 1 кг 4200 4,9 17,58 0,525 0,408 0,433
Торф крошка 1 кг 2590 3,0 10,84 0,324 0,251 0,267
Пеллета древесная 1 кг 4100 4,7 17,17 0,513 0,398 0,423
Пеллета из соломы 1 кг 3465 4,0 14,51 0,433 0,336 0,357
Пеллета из лузги подсолнуха 1 кг 4320 5,0 18,09 0,540 0,419 0,445
Свежесрубленная древесина (W=50…60%) 1 кг 1940 2,2 8,12 0,243 0,188 0,200
Высушенная древесина (W=20%) 1 кг 3400 3,9 14,24 0,425 0,330 0,351
Щепа 1 кг 2610 3,0 10,93 0,326 0,253 0,269
Опилки 1 кг 2000 2,3 8,37 0,250 0,194 0,206
Бумага 1 кг 3970 4,6 16,62 0,496 0,385 0,409
Лузга подсолнуха, сои 1 кг 4060 4,7 17,00 0,508 0,394 0,419
Лузга рисовая 1 кг 3180 3,7 13,31 0,398 0,309 0,328
Костра льняная 1 кг 3805 4,4 15,93 0,477 0,369 0,392
Солома 1 кг 3750 4,3 15,70 0,469 0,364 0,387

Источник: http://www.urgk.ru/news/152/

Экспорт топливной щепы

Девальвация рубля резко повысила рентабельность экспорта основных видов лесопродукции, что позитивно отразилось и на рынке топливной щепы. Экспорт этой продукции раньше был ограничен ближайшими регионами и осуществлялся, в основном, в направлении скандинавских стран.

Снижение курса рубля позволило увеличить расстояния транспортировки топливной щепы как внутри страны, так и за её пределами, что вовлекло в международную торговлю новых игроков, для которых экспорт был нерентабелен ранее.

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся за последний год, включая последний квартал 2017 и первый квартал 2018 года. В связи с сезонностью, этот период отражает максимальные годовые значения. Проанализируем рынок хвойной и лиственной топливной щепы, которая экспортируется как раздельно, так и в смеси.

Основные векторы

Предсказать основные направления экспорта топливной щепы несложно. Ключевыми потребителями этого продукта являются страны Евросоюза, активно развивающие «зелёную» генерацию энергии. Нехватка собственных возобновляемых энергоносителей в странах ЕС покрывается экспортом из третьих стран. Топливная щепа имеет ряд недостатков, ограничивающих её экспорт.

Прежде всего, это низкая насыпная плотность и низкая теплотворная способность (в купе с высокой влажностью), из-за чего её экономически эффективно транспортировать на относительно небольшие расстояния. Нужны щеповозы, количество которых на рынке ограничено.

Именно ввиду этих особенностей основными потребителями российской топливной щепы являются страны Скандинавии и Балтии, ближайшие к основным лесосырьевым регионам. За год российские производители экспортировали 244 130 тонн топливной щепы. Пиковый объём, по понятным причинам, пришёлся на зимние месяцы.

Безусловный лидер потребления — Финляндия, на долю которой приходится 78% от всего экспорта. Такое положение дел определяется логистической близостью российских производителей, развитой промышленной генерацией тепловой и электрической энергии из древесной щепы в Финляндии и постоянным увеличением объёмов её потребления.

Крупнейшими европейскими потребителями возобновляемых источников энергии являются Швеция и Дания: доля возобновляемых источников энергии в этих странах превышает 60%, поэтому для них поставка топливной щепы из других стран вполне закономерна. И всё же, текущая ситуация возможна только при сложившейся валютной конъюнктуре.

При укреплении рубля объёмы экспорта в эти страны существенно сократятся. Экспорт щепы в Эстонию и Латвию, опять же, определяется их близостью к российскому рынку и требованиями Евросоюза к 2020 году довести долю генерации энергии на возобновляемых источниках до 20%.

В последние годы постепенно увеличивался экспорт в Китай в связи с ростом населения и платёжеспособного спроса на экологическую генерацию энергии. При сохранении текущих макроэкономических параметров (прежде всего, курса валют), стоит ожидать, что рост экспорта в КНР продолжится.

Транспортировка

До 78% всего экспорта приходится на автоперевозки: 181 100 тонн транспортируют в Финляндию, 11 000 тонн — в Эстонию и 2 100 тонн — в Китай. Рост экспорта в европейские страны требует дополнительного парка лесовозов, который в России сейчас развит слабо из-за недостаточного внутреннего потребления и ориентации на перевозку технологической щепы. Эти факторы существенно удорожают перевозку.

В направлении Финляндии, Швеции и балтийских стран зачастую используются лесовозы покупателей или привлечённые ими транспортные компании. Экспорт морским транспортом осуществляется в Финляндию (3 300 тонн), Швецию (23 200 тонн), Данию (9 800 тонн) и Германию (1 500 тонн). Поставки железнодорожным транспортом осуществляются в Финляндию (6 900 тонн), Китай (3 900 тонн) и Латвию (1 000 тонн).

Можно сделать вывод, что поставки на коротком плече от российских границ осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом, а на дальнем плече — по морскому пути, комбинирующем в себе и два предыдущих. Поэтому, несмотря на то, что морской транспорт считается самым дешёвым, наличие перевалки и затрат на доставку до порта существенно снижает экономическую привлекательность такой логистической схемы.

Ключевые игроки

На экспортном рынке древесной топливной щепы нет ярко выраженной монополии. Вход открыт всем игрокам, и по этой причине их список постоянно меняется.

На рынке представлены три типа компаний-экспортёров: лесопильные и перерабатывающие предприятия, которые имеют существенные излишки топливной щепы в процессе переработки древесины; компании, перерабатывающие дрова в щепу, а также независимые производители топливной щепы, перерабатывающие дровяную древесину, закупаемую со стороны. Последний тип компаний стал активно развиваться после девальвации рубля.

mayconveyor.com

Львиная доля — 80% всего экспорта — приходится на 15 крупнейших экспортёров. Подавляющее большинство из них расположено на северо-западе России в непосредственной близости к границе с Финляндией.

Экспортёрами в Китай выступили две компании: ООО «Торговый дом РФП» и ООО «Амурская лесопромышленная компания». С китайской стороны покупатели — это Suifenhe Chenghong Economic & Ttrade Co.

, LTD и Suifenhe Lihua Economic & Trade Co., LTD.

В России покупатели топливной щепы представлены различными компаниями, преимущественно финскими, а также крупнейшими европейскими игроками на рынке биотоплива.

Экспортная цена

Цена на древесную топливную щепу зависит, прежде всего, от условий поставки и удалённости продавца от покупателя. Поэтому любое сравнение необходимо осуществлять с учётом этих параметров.

Цены представлены по каждой стране экспорта с указанием условий поставки и интервала колебания цен (минимальная — средневзвешенная — максимальная). В настоящем сравнении не рассматривается качество экспортируемой щепы, так как этот показатель в данном случае слабо влияет на цену продажи.

Не рассматривается теплотворная способность щепы, поскольку в рамках традиционных для России пород она будет сопоставима для всех точек отгрузки.

Цены на условиях FCA (у поставщика во дворе с загрузкой) имеют довольно большой диапазон отклонений, что связано с различной удалённостью экспортёров до конечных потребителей. Например, для условий Северо-Запада России расстояния транспортировки очень сильно отличаются. В некоторых случаях отгрузка осуществляется за 400 км, а в некоторых происходит практически на границе с Финляндией.

По условиям FCA, транспортировку топливной щепы оплачивает покупатель, поэтому при увеличении расстояния транспортировки (и, соответственно, транспортных затрат) снижается стоимость щепы.

Средневзвешенная стоимость древесной топливной щепы на условиях FCA и FOB составляет для условий Ленинградской области 22,64–26,87 EUR/тонна при экспорте в Финляндию и Швецию.

В рамках этого коридора находится и стоимость топливной щепы в Калининградской области, отгружаемой на условиях FOB. Минимальная цена наблюдается при экспорте из Ленинградской области в Эстонию — 9,98 EUR/тонна.

Наибольшие цены устанавливаются при экспорте в Финляндию, Данию и Швецию, что отражается как на ценах группы F (FCA. FOB), так и на ценах группы С (CIF) и D (DAP, DAF). При экспорте в Латвию и Эстонию цены ниже в два с лишним раза.

Экспорт в Китай осуществлялся с доставкой потребителю (условия DAP) автомобильным и железнодорожным транспортом. Все расчёты осуществлялись в долларах США и стоимость топливной щепы составляла 45–49 USD/тонна.

Разница между европейскими ценами составляет 15-18% из-за курсовой разницы между долларом и евро. Тем не менее, это довольно хороший уровень цен, особенно по сравнению с балтийскими странами.

Существенным ограничением роста экспорта в Китай выступают большие расстояния транспортировки, как внутри страны, так и в границах КНР.

Перспективы развития

По мнению специалистов ООО «Национальное Лесное Агентство Развития и Инвестиций», маловероятно, что вектор потребления древесной топливной щепы изменится с экспортного на внутреннее.

Это связано с недостатком в России мощностей по генерации тепловой и электрической энергии на древесной щепе и низкой экономической эффективностью подобной генерации на фоне дешёвого и доступного углеводородного топлива.

Локальные программы увеличения генерации энергии из древесины показывают крайне низкую динамику и не могут серьёзно конкурировать с экспортом, особенно из приграничных регионов. Направления переработки топливной щепы сейчас довольно ограничены.

Только возникновение эффективных технологий, позволяющих потреблять большое количество древесной топливной щепы в промышленных целях, способно привести к повышению стоимости этого побочного продукта лесозаготовки и лесопереработки.

При текущем курсе валют экспорт древесной топливной щепы будет оставаться основным направлением реализации излишков этого вида продукции на внутреннем рынке. С учётом отсутствия перспектив роста внутреннего потребления экспортный вектор сбыта будет наблюдаться в средне- и долгосрочной перспективе.

ООО «Национальное лесное агентство развития и инвестиций»

теги

Рынок

Интересно

660068, Красноярск Мичурина, 3в, оф. 405 +7 391 237 15 37 lks@pgmedia.ru

  • Условия использования сайта
  • Политика конфиденциальности

© 2018-2019 PromoGroup Media

Источник: https://lesks.ru/2018/08/eksport-toplivnoy-shhepyi-sostoyanie-ryinka-i-klyuchevyie-tendentsii/

Топливная щепа или пеллеты – Статьи ПК Ижора

Согласно информации на крупнейших ресурсах по Биоэнергетике, в последние годы России и Белоруссии, открывается все больше котельных (ТЭЦ) на биотопливе.

В качестве биотоплива чаще всего используются пеллеты и топливная щепа, поскольку имеют относительно не высокую стоимость и позволяют организовать автоматическую подачу топлива в котел.

Это помогает избежать человеческого фактора, и максимально автоматизировать процесс.

Топливная щепа – альтернатива пеллетам и брикетам, поскольку имеет не высокую стоимость. Также использование щепы и опилок в котельных позволяет решить проблему утилизации отходов деревообработки.

А современные технологии и высокий уровень автоматизации котлов обеспечивают качественное, экологически чистое сжигание этих древесных отходов. Топливная щепа обладает некоторыми недостатками, относительно пеллет и брикетов.

Перевозка щепы на большие расстояния экономически нецелесообразна, поскольку обладает небольшим удельным весом.

Европейцы используют щепу в энергетике в основном на крупных ТЭЦ мощностью от одного до нескольких десятков мегаватт.

Но в последние годы происходит повышение стоимости ископаемых видов топлива, а также в связи с появлением на рынке новых моделей котлов мощностью от 15 кВт щепу стали применять как в частном секторе, так и в небольших коммунальных и промышленных котельных, особенно в сельской местности.

Сжигание щепы происходит в автоматическом режиме. Стоимость получения одного киловатта тепловой энергии в маломощных котлах, работающих на щепе, сопоставима со стоимостью получения того же киловатта в пеллетных котлах.

Основным отличием подобных котлов от пеллетных, является большие размеры накопительного бункера и топливного склада. По этому котел вместе со складом для щепы дороже котельного оборудования, работающего на пеллетах.

На ТЭЦ в основном используются котлы для сжигания щепы, так как в этом случае стоимость генерации энергии ниже, чем при эксплуатации пеллетных котлов. В связи с этим пеллеты используются в основном на электростанциях, расположенных вдали от лесных территорий, куда подвоз щепы несет дополнительные финансовые затраты, в отличие от поставок пеллет морскими или речными судами. Это характерно для Нидерландов, Бельгии, Дании, Швеции и Великобритании.

Как обстоят дела с топливной щепой в России? Последние годы все чаще можно слышать о региональных программах перевода коммунальных котельных на биотопливо, в основном на древесные топливные гранулы или брикеты.

Щепу почему-то многие разработчики подобных программ не учитывают, а ведь себестоимость 1 ГКал тепла при сжигании щепы ниже, чем при сжигании гранул или брикетов.

Потому что в производстве топливных гранул и брикетов, помимо опила и стружки, используется та же щепа, во многих случаях нет смысла инвестировать в дорогостоящие заводы по изготовлению этих видов биотоплива, если предусматривается их применять только для выработки тепловой энергии в местных котельных. Значительно дешевле будет наладить заготовку щепы на месте или использовать мобильные измельчители на делянке. А пеллеты и брикеты целесообразнее использовать в частном секторе и в небольших котельных мощностью до 1 МВт.

Одним из перспективных направлений повышения энергоэффективности жилищно-коммунального комплекса страны является модернизация, на примере Европы, технологий сжигания древесного топлива, произведенного из малоценной древесины и лесосечных отходов.

Поселки, расположенные в лесных районах Урала, Сибири и Дальнего Востока, закупают ископаемое топливо (уголь, мазут, дизтопливо) и везут его за тысячи километров. При этом в России миллионы тонн порубочных остатков, лесопильных отходов и низкосортной древесины практически не используются.

А ведь такие отходы, собранные в радиусе до 50 км от населенного пункта и переработанные в щепу, могут обеспечить теплом даже районный центр, не говоря уже о деревнях и рабочих поселках. Эта щепа, которую часто называют топливной или «зеленой» невозможно использовать в плитном и гидролизном производствах.

Ее экономически целесообразно заготавливать в регионах с проблемным лесопользованием, где качество лесов упало и лесопользование становится невыгодным.

Одной из важнейших причин недоиспользования расчетной лесосеки в таких регионах является отсутствие производств по переработке низкосортной древесины (тонкомера и сухостойной древесины от рубок ухода) и мероприятий по восстановлению леса. Если в таких районах начать массово переводить коммунальные котельные с угля на щепу, решатся многие проблемы: создадутся новые рабочие места, снизится нагрузка на местный бюджет за счет значительного сокращения стоимости выработки тепловой энергии.

Благодаря тому, что угольные котельные и котельные на щепе имеют во многом схожую конструкцию, а принципиальное устройство самих котлов похоже, многие угольные котельные можно переводить на щепу без замены самих котлов – проведя некоторую модернизации (в частности, обеспечения подачи и автоматизации). Можно применять совместное сжигание угля и щепы, что уже давно практикуется во многих европейских странах.

Использование щепы, полученной путем измельчения низкотоварной древесины, порубочных остатков и лесосечных отходов, повысит не только энергоэффективность ЖКХ, но и рентабельность лесозаготовительных предприятий, позволит эффективно выполнять мероприятия по уходу за лесом и ведению устойчивого лесного хозяйства и улучшит экологическую обстановку в лесных регионах.

ПК «Ижора» занимается поставкой как мобильных так и стационарных измельчителей древесины. Мы являемся поставщиками и официально осуществляем сервис мобильных, дисковых и барабанных измельчителей Pezzolato, Италия.

Pezzolato один из лидеров Европейского рынка, среди производителей, как стационарных так и мобильных измельчителей древесины. Особенностью измельчителей Пеццолато является специальная конструкция барабана, которая позволяет производить щепу максимально равномерной фракции.

Источник: https://pk-izhora.ru/stati/toplivnaya-schepa-ili-pelletyi.html

Перспективы перевода котельных ЖКХ на биотопливо

Сложившаяся на сегодняшний день обстановка в ряде регионов — резкое повышение тарифов на тепловую энергию и другие энергетические ресурсы, заставляет задуматься о путях снижения затрат.

Одним из реальных инструментов снижения затрат на выработку тепловой энергии может быть использование в качестве топлива — биотоплива.

В этом случае отпадает необходимость дорогостоящей доставки, например, угля из регионов Сибири, а это более 1000 рублей на 1 тонну перевозимого в Северо-Западный регион топлива, что удорожает стоимость угля по отношению к месту его добычи более чем в 2 раза.

Стоимость энергии

Сравним стоимость выработки тепловой энергии на различных видах топлива в Северо-Западном регионе. Для выработки 1 Гкал тепла необходимо примерно 130 м3 природного газа, его цена с учетом последнего повышения на начало 2010 г. составляет около 4000 руб. за 1000 м3, таким образом, в стоимости 1 Гкал топливная составляющая около 520 руб.

Цена на уголь по различным потребителям в Ленинградской области колеблется от 2500 до 3700 руб. за тонну. В стоимости 1 Гкал топливная составляющая соответственно (при учете того, что КПД энергоустановки принимается 80%, а реально на небольших котельных КПД находится на уровне не более 50 — 65 %) будет колебаться от 575 до 850 руб.

Мазут стоит 12000 руб. за тонну, в стоимости 1 Гкал топливная составляющая 1350 руб.

При сжигании древесных пеллет (реальная теплотворная способность нами взята 3800 ккал, максимум 4000 ккал), их расход на выработку 1 Гкал составляет около 300 кг. При КПД установки 84% и цене 3800 руб. за тонну (это минимальная цена по которой нам удастся покупать пеллеты для отопления нашего завода), топливная составляющая в стоимости 1 Гкал составляет 1440 руб.

На сегодняшний день, по данным ООО «Теплосервис» г. Приозерска Ленобласти, цена топливной щепы в случае ее приготовления на месте из бревен, не относящихся к деловой древесине, имеет следующую структуру. Стоимость 1 м3 круглого леса дровяного от 500 до 1000 руб. (цена зависит от региона и поставщика), рубка щепы около 170 руб.

за один плотный кубометр. Соответственно, цена топлива в 1 Гкал будет составлять от 420 до 730 руб. при влажности щепы до 55% и КПД котла 80%. По нашим данным, собранным в Новгородской области, средняя цена за плотный кубометр щепы составляет около 1000 руб.

Соответственно, топливная составляющая в 1 Гкал в этом случае будет равна 625 руб.

Преимущества щепы и гранул

К сожалению, в России ни в одном регионе не производится специальная заготовка топливной щепы для нужд жилищно-коммунального хозяйства — как, например, в Финляндии, где создана целая производственная отрасль.

Тем не менее, даже при таком разбросе в ценах можно с уверенностью сказать, что щепа вполне конкурентоспособна по сравнению с углем и имеет безусловное преимущество перед мазутом. В сравнении с газом, если учесть повышение цены газа на 16% последовательно в 2011 и 2012 гг.

и при условии хорошей организации централизованных заготовок щепы, конкурентоспособность также будет налицо. Объем капитальных затрат на строительство котельных на газообразном топливе кажется на первый взгляд значительно меньшим, чем такие же затраты применительно к твердым видам топлива.

Однако при этом умалчивается о необходимости строительства подводящих газопроводов, а их стоимость необходимо учитывать в экономических расчетах. Умалчивается об этом потому, что строительство газопроводов ведется за счет Газпрома. Но деньги, и большие, реально затрачиваются.

Пеллеты по цене топливной составляющей в 1 Гкал не очень выгодны. Все же необходимо отметить ряд преимуществ, по которым строительство таких источников теплоснабжения весьма целесообразно.

Применение пеллет как топлива позволяет исключить постоянное присутствие обслуживаемого персонала (периодический осмотр оборудования, приемка пеллет), что существенно снижает затраты на обслуживание котельной.

Повышается качество отпускаемого продукта, достигается стабилизация температуры воды отпускаемой потребителю по заданному графику в зависимости от температуры наружного воздуха. А при небольших тепловых нагрузках 50-500 кВт отсутствие сменного персонала в котельной будет снижать стоимость 1 Гкал в несколько раз.

Дополнительно необходимо отметить, что ряд регионов очень заинтересован в производстве пеллет из соломы, лузги и других отходов переработки сельского хозяйства.

Цена на такие пеллеты, по нашим сведениям (мы сейчас покупаем пеллеты из лузги по цене около 2000 руб. за тонну для испытаний наших котлов), практически вдвое ниже, чем на дровяные пеллеты а это уже 720 руб.

стоимости топлива в 1 Гкал вырабатываемого тепла против 1440 руб., рассчитанных для дровяных пеллет.

Де-юре

Таким образом, биотопливо по экономическим показателям на сегодняшний день вполне конкурентоспособно. Остается преодолеть одно серьезное препятствие на пути строительства котельных на биотопливе — отсутствие инвестора. Экономическая целесообразность уже есть, остается получить гарантии.

Согласно закону 131 («Об общих принципах организации местного самоуправления»), сегодня все вопросы жилищно-коммунального комплекса должны решаться на местах в муниципальных образованиях. Однако очевидно, что сельское поселение не обладает достаточным ресурсом для обеспечения гарантий таких значительных инвестиций, то же касается и районных администраций.

Остается субъект федерации. Здесь же можно столкнуться с совершенно разными подходами к решению этой проблемы. Некоторые субъекты федерации, ссылаясь на 131-й закон, не хотят даже разговаривать на эту тему — это, мол, полномочия 1-го уровня, когда «рванет», тогда об этом и подумаем.

При этом ведутся совершенно абстрактные разговоры о какой-то коммерческой привлекательности в области строительства таких котельных, что является неправдой, при отсутствии, строго говоря, возможности получения (особо отмечаю реального получения) инвестиционной надбавки к тарифу за тепло. Поясню.

Инвестор вкладывает деньги, строит котельную, подписывает инвестиционный договор, где учтена инвестиционная надбавка и оговорен период окупаемости проекта, а затем не получает в нормальном режиме ни самого тарифа, ни тем более инвестиционной надбавки.

При этом остановить котельную нельзя: тут же в дело вмешивается прокуратура, слышатся окрики со стороны, не платящей администрации об отсутствии социальной ответственности.

И спросить не с кого, поскольку нет реального гаранта, способного в случае невыплат ответить по обязательствам или призвать неплательщика к выполнению своих обязательств. В такой бизнес никто не хочет идти и не пойдет.

В некоторых субъектах федерации — таких, как Кировская область, Новгородская область, с которыми мы сталкивались, вопрос выдачи гарантий для взятия кредитов под строительство котельных принимается к рассмотрению как возможный вариант решения замены устаревших котельных.

Но в целом, пожалуй (и это видно из публикаций в открытой печати), каких-то более или менее масштабных программ не видно. Иными словами, все, как в добрые старые времена: с жаром говорим о потерях в сетях (до 40%), о низком КПД котельных (доходит до нижнего предела 45%) и т. п.

, но ничего не делаем.

Сроки окупаемости

Еще раз подчеркнем экономическая целесообразность, окупаемость проектов просматривается. На сегодняшний день строительство сельских котельных в комплексе с тепловыми сетями окупится примерно за 8 — 10 лет, причем этот срок реален для объектов с тепловой нагрузкой от 2 до 7 МВт. Если нагрузка превышает 7 МВт, срок окупаемости значительно сокращается.

Для котельных мощностью менее 2 МВт необходима программа со специальным участием субъектов Федерации — поскольку срок окупаемости таких котельных уходит за 10 лет, и разговаривать с инвестором становится трудно.

Здесь необходимо участие и поддержка государства в виде определенных преференций для участников проекта, например в виде субсидирования процентной ставки, либо прямого участия субъектов Федерации в финансировании, конечно же, при условии окупаемости проекта, хотя и с несколько увеличенным сроком окупаемости.

Другой вариант включать в качестве добавки объекты с большим сроком окупаемости в эффективную программу, удлиняя ее, но незначительно.

Потери тепла

На сегодняшний день всеми признается, что потери при выработке тепла и по пути его доставки к конечному потребителю достигает 40 — 50 %, т. е. мы отапливаем «улицу» и сжигаем ценного невосстанавливаемого органического топлива почти вдвое больше требуемого.

Экономические предпосылки для перехода на возобновляемые виды топлива реально уже существуют. Сравнительные расчеты по стоимости топливной составляющей в 1 Гкал мы проводили исходя из КПД при сжигании угля и мазута по ГОСТу, т. е. более 80%, а не из тех реалий, которые существуют и описаны выше.

Это делает еще более привлекательной идею перевода котельных на биотопливо в результате реализации неизбежной реконструкции устаревшей котельной техники. Однако ситуация, сложившаяся в коммунальном хозяйстве, не меняется: нет не то что ажиотажа, но даже и видимого движения в направлении модернизации.

Это напоминает схему неполучения лицензии на эксплуатацию систем теплоснабжения — вам не выдадут лицензию, потому что у вас нет в эксплуатации газовой котельной, а котельную в эксплуатацию не дадут, потому что нет лицензии; такой ребус не разрешим.

В общем, при наличии со всех сторон объективных предпосылок и целесообразности реконструкции и модернизации коммунальных котельных с переводом на биотопливо движения в этом направлении нет. Причина состоит в том, что нет того механизма, который бы запустил этот процесс, отсутствуют деньги.

Без четких гарантий возврата денег их никто не даст. А тот, кто может дать гарантии и наладить контроль возврата денег через тарифную составляющую, ничего не делает под прикрытием 131-го закона.

Мы все видим и горячо обсуждаем, как это делается на практике: если где-то уже не может работать котельная, и зимой она останавливается вовсе, там осуществляется ремонт в виде латания дыр, либо производят частичную замену оборудования. В отдельных случаях осуществляется модернизация.

Таким образом, мы наблюдаем все-таки отдельные, весьма скудные, ростки нового в коммунальной отопительной технике. По этой причине у нас совсем немного предприятий, производящих котельную технику, которая работает на твердом топливе, включая биотопливо. В Финляндии таких производителей более 40, у нас на Северо-Западе «два с половиной», т. е. спрос порождает предложение.

Источник: http://www.bkm-spb.ru/pressa/perspektivi-perevoda-kotelnih-na-biotoplivo.html

Ссылка на основную публикацию